Иван Шадр создал знаменитую “Девушку с веслом”, для которой позировала студентка Вера Волошина, выбранная за ее пышные формы”. Московскому автору ответил наш журналист Борис Антонов, в то время довольно известный в Кузбассе (ныне, к сожалению, покойный). Антонов знал многих одноклассников Волошиной, знал ее мать Клавдию Лукьяновну и был знаком почти со всей перепиской Веры с матерью. Обращаясь к своему оппоненту из столицы, он написал: “Оставив в стороне “формы”, давайте попробуем проверить достоверность этой информации. Я встречался со многими одноклассниками Веры, разговаривал с ее мамой, Клавдией Лукьяновной, но никто из них ничего не слышал о скульпторе. Не было упоминания о позировании художнику и в ее письмах, в которых Вера подробно рассказывала о своей жизни в Москве и всех своих приключениях.
В 1935 году в Парке культуры и отдыха имени Горького появилась скульптура Ивана Шадра “Девушка с веслом”. Ни партийное руководство, ни простые граждане не могли судить, может ли именно эта фигура украсить парк, символизируя советский Эдем: это был один из первых советских экспериментов в области садовой скульптуры. Однако “Девушка с веслом” быстро дала понять, что эротике здесь не место. Необходима простая скульптура традиционных пропорций, напоминающая манекен, желательно в брюках. Работа Шадра совершенно не соответствовала этому требованию. Опираясь на весло, как римский солдат на копье, обнаженная, как наяда, девушка воплощала недостижимый идеал советской спортивной красоты, хотя и более раннего периода: то, что было приемлемо в свободные 1920-е годы, уже казалось непристойным в сталинские 1930-е. Она была активным комсомольцем и во время войны ушла в партизаны; именно ее отряд был направлен к Зое Космодемьянской. Зоя и Вера были повешены в один день – Зоя попала в плен в Петричеве, Вера – в поле, после боя. Поэтому было две виселицы в разных местах. Немцы не приказывали трогать ее труп, но крестьяне ночью вынесли его и похоронили. Потом я сделал ее скульптурный портрет (к сожалению, по фотографии) для памятника партизанам, сражавшимся и погибшим под Наро-Фоминском. И когда я это делал, я снова думал об Иване Дмитриевиче Шадре”.Таким образом, перед нами первоисточник более поздней легенды о “девушке с веслом”.
разница между завершением работы Шадра над “Девочкой” и приездом Веры в Москву составляет не менее года! Конечно, г-н Юдин отмечает, что “документы той эпохи часто были несовершенны: многие авторы мемуаров пишут, как они добавляли или вычитали год или два для себя”. Возможно, он намекает, что Вера Волошина родилась не в 1919 году – метрики могут врать, и что она окончила школу № 12 в Кемерово не в 1937 году – всем известно, что аттестаты об окончании школы могут быть подделаны (или ее сверстники потеряли память)….Что ж, не будем отбивать у рецензента эту бодрую уверенность. Ведь главное, чтобы нарисованные исторические картины радовали глаз российского обывателя, чтобы все в исторической картине (цитата
Читайте далее: