Девушка с веслом

Иван Шадр создал знаменитую “Девушку с веслом”, для которой позировала студентка Вера Волошина, выбранная за ее пышные формы”. Московскому автору ответил наш журналист Борис Антонов, в то время довольно известный в Кузбассе (ныне, к сожалению, покойный). Антонов знал многих одноклассников Волошиной, знал ее мать Клавдию Лукьяновну и был знаком почти со всей перепиской Веры с матерью. Обращаясь к своему оппоненту из столицы, он написал: “Оставив в стороне “формы”, давайте попробуем проверить достоверность этой информации. Я встречался со многими одноклассниками Веры, разговаривал с ее мамой, Клавдией Лукьяновной, но никто из них ничего не слышал о скульпторе. Не было упоминания о позировании художнику и в ее письмах, в которых Вера подробно рассказывала о своей жизни в Москве и всех своих приключениях.

Вопросы по фильмам

В 1935 году в Парке культуры и отдыха имени Горького появилась скульптура Ивана Шадра “Девушка с веслом”. Ни партийное руководство, ни простые граждане не могли судить, может ли именно эта фигура украсить парк, символизируя советский Эдем: это был один из первых советских экспериментов в области садовой скульптуры. Однако “Девушка с веслом” быстро дала понять, что эротике здесь не место. Необходима простая скульптура традиционных пропорций, напоминающая манекен, желательно в брюках. Работа Шадра совершенно не соответствовала этому требованию. Опираясь на весло, как римский солдат на копье, обнаженная, как наяда, девушка воплощала недостижимый идеал советской спортивной красоты, хотя и более раннего периода: то, что было приемлемо в свободные 1920-е годы, уже казалось непристойным в сталинские 1930-е. Она была активным комсомольцем и во время войны ушла в партизаны; именно ее отряд был направлен к Зое Космодемьянской. Зоя и Вера были повешены в один день – Зоя попала в плен в Петричеве, Вера – в поле, после боя. Поэтому было две виселицы в разных местах. Немцы не приказывали трогать ее труп, но крестьяне ночью вынесли его и похоронили. Потом я сделал ее скульптурный портрет (к сожалению, по фотографии) для памятника партизанам, сражавшимся и погибшим под Наро-Фоминском. И когда я это делал, я снова думал об Иване Дмитриевиче Шадре”.Таким образом, перед нами первоисточник более поздней легенды о “девушке с веслом”.

Глядя на бронзовую версию в Третьяковке, особенно поражает то, что в фигуре “девушки с веслом” столько же женственности, сколько и мужественности – это андрогин, бисексуальное существо, держащее фаллический символ. Богиня с веслом не имеет ничего общего с реальными девушками: ее руки слишком мужественны, ноги слишком мягки, а атрибут слишком полисемичен, напоминая одновременно трезубец Посейдона и весло Харона, перевозчика развоплощенных душ через подземную реку Стикс. Элемент воды, которым владеет это существо, символизирует рождение новой жизни. Лапидарная лопатка, установленная в центре фонтана, должна была символически оплодотворять сосуд, давая ростки в виде потоков воды. Поэтому говорить об эротизме “Девушки с веслом” – все равно что обсуждать сексуальную привлекательность Сфинкса. По сути, она – сфинкс советских времен. Она уточняет, что “разные версии “Девушки” были представлены двумя моделями, о которых точно известно, что они позировали для Шадра: Верой Волошиной и Зоей Бедринской. Скорее всего, тяжелые этюды “майоловского” были сделаны с Волошиной или “первый парковый вариант /…/, а второй /вариант/ Шадр смоделировал с романтически очаровательной Бедринской”. А чуть ниже этот автор делает очень важное уточнение: Зоя Бедринская, по его словам, “призналась, что позировала только через 60 лет после того, как предстала обнаженной перед /…/ скульптором”. (!). В этом, пожалуй, и заключается весь ответ на поставленный нами вопрос. Вот из чего И.Д. Шадр сделал свою “девушку с веслом”!Что касается Веры Волошиной, то она просто не могла быть примером для подражания Шадра, и теперь пришло время проанализировать основные доказательства, подтверждающие этот тезис.В середине 1990-х годов уже упоминавшийся Золотоносов написал в газетной статье следующее: “В 1934-1935 годах

Вопросы для всей семьи

разница между завершением работы Шадра над “Девочкой” и приездом Веры в Москву составляет не менее года! Конечно, г-н Юдин отмечает, что “документы той эпохи часто были несовершенны: многие авторы мемуаров пишут, как они добавляли или вычитали год или два для себя”. Возможно, он намекает, что Вера Волошина родилась не в 1919 году – метрики могут врать, и что она окончила школу № 12 в Кемерово не в 1937 году – всем известно, что аттестаты об окончании школы могут быть подделаны (или ее сверстники потеряли память)….Что ж, не будем отбивать у рецензента эту бодрую уверенность. Ведь главное, чтобы нарисованные исторические картины радовали глаз российского обывателя, чтобы все в исторической картине (цитата

Читайте далее: